Материал для учащищся


Часть С. Подготовка к ЕГЭ
С чего начать сочинение?
Начало сочинения вызывает немало трудностей у старшеклассников. «С чего начать?»

Каким может быть вступление сочинения?


Во-первых, он не должен быть очень большим, поскольку небольшой объем работы не предполагает обширного вступления.

 Во-вторых, вступление должно быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств  выразительности.

В-третьих, следует учитывать, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы.


Это можно сделать различными способами.


1. Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме.
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии...

2. Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. 
Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним складывается всего за несколько минут, причем зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики и т. п. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста.

3. Обратитесь к читателю, напоминая ему определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
Кто же из нас не слышал красивых слов, произнесенных в торжественных ситуациях и обращенных к победителям конкурсов, соревнований, юбилярам, ветеранам Великой Отечественной вой¬ны? Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст ….

4. Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряженного ожидания.
Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае?.. Более того, каждый из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и в любое место! Для этогодостаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный тайн приключений и потрясающих открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет Л. Лазарев, обращаясь к проблеме выбора книг для чтения.

5. Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определенное чувство.
Думаю, у каждого человека есть книги, с которыми связано много теплых воспоминаний, книги, которые стали верными друзьями и мудрыми помощниками, книги, без которых трудно представить свою жизнь. Какова же роль книги в становлении личности человека? Над этой проблемой размышляет автор...

6. Опишите чувства, мысли, впечатления, которые возникли у вас после чтения текста.
Прочитал текст и задумался... Два камня... Две судьбы... Две разные жизненные дороги. Один, оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя героем, другой, познавший шторма и бури, остался все тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни как камни», — скажет кто-то. Но сколько же нашего, близкого, человеческого в судьбах этих камней! Используя аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о некоторых важных вопросах. И пожалуй, главный из них: что же лучше — отсиживаться в тихом и уютном месте, рассказывая всем о своем героическом прошлом, или устремиться навстречу неизвестному, подвергаясь опасности, но чувствуя вкус настоящей жизни?
Конечно, эмоциональное вступление предполагает и не менее яркое сочинение.

7. Приведите цитату из исходного текста (или другого источника), связанную с рассматриваемой проблемой.
«Родину, как и родителей, не выбирают...» — пишет Валентин Распутин. Действительно, для кого-то «малой» родиной станет район большого города, кто-то до конца своих дней с теплотой будет вспоминать окрестности родного села. Какими бы ни были места, в которых прошло наше детство, человек неразрывно связан с ними всю жизнь. Итак, в чем значимость «малой» родины в жизни человека? Этой проблеме посвящен текст В. Распутина.

8. Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (разумеется, если они вам известны и имеют прямое отношение к проблеме).
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура — это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, — пробле¬ма экологии культуры.

9. Если ни один из предложенных выше способов не подходит, начните сочинение с проблемного вопроса.
Как должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Для написания вступления можно использовать прием подступа: выделив проблему текста, приведите типичные факты, события, высказывания, имеющие отношение к предмету размышления, плавно подведите читателя к формулировке проблемы, в которой обобщите сказанное. Например:
Проблема роли детства в жизни человека
В памяти каждого человека навсегда остаются впечатления детства: район большого города или окрестности родного села, первые радости и печали, первые друзья... Где бы ни прошли наши детские годы, с ними у нас связано все самое светлое и прекрасное. Какова же роль детства в жизни человека? Над этой проблемой заставляет задуматься прочитанный текст.
Проблема понимания искусства
Прочитав книгу, рассмотрев картину, прослушав музыку, человек часто остается в недоумении. «Ничего не понятно!» — разочарованно восклицает читатель, зритель или слушатель. Впрочем, пытался ли он постичь замысел автора или ожидал, что в произведении искусства все должно быть четко и ясно? Здесь мы сталкиваемся с пробле¬мой понимания искусства, которой и посвящен текст...

Следует также обратить внимание на языковые средства, которые могут быть использованы во вступительной части сочинения.

1.Вопросно-ответное единство. Например:
Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных по¬нятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляет задуматься текст В. Сухомлинского.

2. Цепочка вопросительных предложений.( Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исход¬ного текста, выделить главное в нем).
Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

3. Назывное предложение (именительный представления).
(Назывное предложение в зачине также должно содержать ключевое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте).
Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер — один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

4. Риторический вопрос. (Далеко не любое вопросительное предложение представляет собой риторический вопрос. Риторический вопрос — это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение).
Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые го¬товы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть раз¬личные способы ведения спора, которые рассматривает в своем тексте Л. Павлова.

5. Риторическое восклицание выражает эмоции пишущего: радость, удивление, восхищение и т. д., привлекает внимание к предмету речи.
Как прекрасен русский язык! Как много в нем слов, способных выразить самую глубокую мысль или любой оттенок чувства! Почему же порой, когда человек берет лист бумаги или садится к компьютеру, в его голове возникают только скучные, шаблонные фразы? В чем причина появления штампов в нашей речи? Эта проблема волнует каждого, кто по-настоящему требовательно относится к самому себе, к своей речевой культуре.

Помните, что не бывает «универсальных» вступлений, которые подходят к любому тексту.